Практическая подготовка обучающихся проходит в различных форматах, в том числе с применением новых образовательных технологий — летних и зимних школ. Такой формат двух-трехнедельного интенсива является современной формой практико-теоретической подготовки. В рамках работы ежегодной летней школы EnergyNetSchool и зимней школы IP-School студенты знакомятся не только с особенностями своей профессиональной деятельности, но и углубляют знания в области создания инноваций, научных исследований и интеллектуальной собственности. Создаваемые в рамках школ лучшие инновационные проекты на нужды региона презентуются представителям власти и бизнеса.
Проектная и технологическая практика проводится совместно с индустриальным партнером кафедры на площадках вуза и предприятия, и становится основой практической подготовки в условиях производственной его деятельности. По итогам такой работы сам работодатель отбирает лучших студентов для предложения трудоустройства в своих подразделениях под кураторством наставников из числа своих работников.
Летняя научно-образовательная школа молодого специалиста EnergyNetSchool
Новая образовательная технология экспресс-погружения в сферу будущей профессии и в сферу научно — исследовательской деятельности за 14 дней. По окончании Школы и успешном освоении образовательной программы её участники получат именной сертификат.
Обучающиеся во время экскурсии на Вологодскую ТЭЦ ПАО «ТГК-2»
РАЗВИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Программа летней школы базируется на трёх ключевых направлениях – личностном, профессиональном и научно — исследовательском.
Для развития личостных качеств её участников в программе Школы предусмотрены занятия по эффективному командообразованию, развитию навыков тайм-менеджмента, лидерству и целеполаганию, а также по развитию коммуникативных навыков, в том числе в профессиональной и научной среде.
Профессиональное направление включает в себя знакомство с ключевыми навыками и задачами «инженера будущего» и быстрое погружение в тему экономии топливных ресурсов в современной энергетике и знакомство с проблемами мировой энергетики. Направление включает в себя встречи с представителями энергетической отрасли, позволяющие ознакомиться с профессией энергетика, а также экскурсии наэнергообъекты профессиональной деятельности, мастер-классы по обучению навыкам инженерного творчества.
В блоке, посвящённом развитию навыков научно — исследовательской деятельности, участники Школы изучат основы работы с базами данных научного цитирования и патентными системами, познакомятся с приёмами эффективного поиска научной и патентной информации в интернете, а также узнают, как правильно подготовить собственную научную публикацию и донести её до научного сообщества.
КУРИРУЮЩИЕ СТРУКТУРЫ
- Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
- Кафедра теплогазоводоснабжения ВоГУ
- Научно-образовательный центр «Проблемы современной техносреды» ВоГУ
- Центр поддержки технологий и инноваций ВоГУ
СООТВЕТСТВИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ
- Национальный проект «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика»
- Национальная технологическая инициатива EnergyNet
- Национальная технологическая инициатива EduNet
- Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года
- Стратегия развития ВоГУ на период до 2030 года в сфере развития научной и инновационной деятельности
ОРГАНИЗАТОРЫ ШКОЛЫ
#Синицын Антон Александрович, к.т.н., доц., директор НОЦ «Проблемы современной техносреды», заведующий кафедрой ТГВ – руководитель школы
#Мазанова Евгения Михайловна, начальник Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области – соруководитель школы
#Цатурян Марина Оганесовна, к.псх.н., доц., доцент кафедры психологии и педагогики ВоГУ – ведущий специалист школы в области управления человеческим капиталом и инженерной психологии
#Филиппова Екатерина Николаевна, специалист по учебно-методической работе 1 категории — менеджер школы
Сайт Летней научно-образовательной школы EnergyNetSchool-2017
Сайт Летней научно-образовательной школы EnergyNetSchool-2020
Сайт Летней научно-образовательной школы EnergyNetSchool-2021
Зимняя образовательная школа IP-School
Онлайн-интенсив экспресс-обучения основам изобретательства и франчайзинга обучающихся за 14 дней. Итогом обучения в случае успешного его завершения станет именной сертификат участника зимней образовательной школы.
Онлайн-интесив для обучающихся разных направлений подготовки
РАЗВИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Программа зимней школы базируется на двух ключевых направлениях:
- создание IP (изобретательские компетенции)
- управление IP и коммерциализация (управленческие компетенции)
В рамках развития навыков изобретательской деятельности, участники Школы изучат основы работы с объектами интеллектуальной собственности, а также подготовки заявки на патент. Научатся грамотно управлять результатами интеллектуальной деятельности, понимать суть трансфера технологий и коммерциализации продуктов умственного труда.
КУРИРУЮЩИЕ СТРУКТУРЫ
- Вологодское отделение Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
- Центр поддержки технологий и инноваций ВоГУ
- Научно-образовательный центр «Проблемы современной техносреды» ВоГУ
- Кафедра теплогазоводоснабжения ВоГУ
СООТВЕТСТВИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ
- Национальный проект «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика»
- Национальная технологическая инициатива EduNet
- Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года
- Региональный стратегический проект «Интеллектуальная собственность»
- Стратегия развития ВоГУ на период до 2030 года в сфере развития научной и инновационной деятельности
ОРГАНИЗАТОРЫ ШКОЛЫ
#Синицын Антон Александрович, к.т.н., доц., директор ЦПТИ ВоГУ, директор НОЦ «Проблемы современной техносреды», заведующий кафедрой ТГВ – руководитель школы
#Жернова Наталья Сергеевна, к.филол.н., менеджер Отдела организации и сопровождения научной деятельности ВоГУ, секретарь ЦПТИ ВоГУ – соруководитель школы, ведущий специалист школы в области интеллектуальной собственности и патентования
Междисциплинарные выпускные квалификационные работы
Одно из направлений проектной деятельности на кафедре – это выполнение междисциплинарных выпускных квалификационных работ для решения комплексных практических задач.
Для выполнения работы создаются проектные группы из числа выпускников нескольких направлений подготовки, специальностей или профилей. Тема междисциплинарной ВКР формулируется заказчиком, в роли которого выступают организации, региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также структурные подразделения университета.
Особенностями МВКР на кафедре теплогазоводоснабжения является широкий спектр областей знаний: от проектирования эффективных инженерных систем жизнеобеспечения до техносферной безопасности промышленных объектов, и от приборного обследования зданий и сооружений до разработки энергетических паспортов и программ энергосбережения.
Один из приоритетов МВКР – цифровое моделирование объектов профессиональной деятельности выпускника
Особым направлением работ является разработка цифровых моделей инженерных систем для объектов проектирования. Обучающиеся кафедры при подготовке своих проектов используют такое семейство ГИС-программ как ZuluThermo, ZuluHydro и ZuluGaz, BIM-систему цифрового проектирования Renga, а также программный комплекс ведущего дистрибьютора отопительной техники Danfoss.
На кафедре ведется работа по внедрению в образовательный процесс материалов, ориентированных на современные компетенции информационного моделирования в инженерной деятельности – BIM (технология цифровых объектов), командная работа над единым проектом, 4D-моделирование, тайм-менеджмент и другие средства. Приоритеты отдаются междисциплинарности, практической значимости инженерных проектов и здоровьесберегающим технологиям.
Итоговая презентация результатов работы над междисциплинарными ВКР проходит в присутствии координаторов из числа преподавательского состава кафедры, представителей работодателей и индустриальных партнеров, которые оценивают степень практикоориентированности студенческих работ, их новизну, целесообразность и применимость.
Среди примеров подобных МВКР:
- Проектирование жилого квартала с блокированной застройкой;
- Разработка комплекса энергоресурсосберегающих мероприятий и рабочей документации на инженерные сети корпусов образовательного учреждения;
- Оптимизация структуры энергозатрат в бюджетном образовательном учреждении.
Осипов Даниил Анатольевич, руководитель проекта «Первая Помощь», командир Добровольного студенческого спасательного отряда ВоГУ, аспирант кафедры теплогазоводоснабжения
Проект направлен на обучение студентов-добровольцев навыкам оказания первой помощи. Согласно ч.4 ст. 31 Федерального закона 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый гражданин вправе добровольно оказывать соответствующей подготовки. В спасении жизни и здоровья пострадавшим при травмах и неотложных состояниях одним из ключевых является фактор времени начало оказания помощи. Поэтому оказание первой помощи, в ряде случаев, способно сохранить жизнь и здоровье пострадавшим. Зачастую спасти жизнь может только человек, оказавшийся рядом. Особое значение это имеет в России, где прибытие машины скорой помощи по ряду причин отсрочено на десятки минут. В настоящее время первая помощь пострадавшим оказывается крайне редко.
РАЗВИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
По итогам обучения у обучающиеся повысится уровень сформированности следующих компетенций:
Личностные компетенции:
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Метапредметные компетенции:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Предметные компетенции:
- понимание важности правильности оказания первой помощи;
- знания о методах оказания первой помощи;
- применение научного подхода к решению различных задач, овладение умением формулировать гипотезы, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы и действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- получение практических навыков оказания первой помощи;
КУРИРУЮЩИЕ СТРУКТУРЫ:
- Добровольный студенческий спасательный отряд ВоГУСООТВЕТСТВИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ (страны, области, вуза)
- Национальный проект «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика»
- Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. N 254 “О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года”
ОРГАНИЗАТОРЫ ШКОЛЫ:
#Осипов Даниил Анатольевич, командир Добровольного студенческого спасательного отряда ВоГУ, аспирант кафедры теплогазоводоснабжения;